Наш канал в YouTube

 
Устраивает ли Вас качество предоставляемых образовательных услуг?
 

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
 10 гостей на сайте
Библиотека лицея
15.05.15 10:52

Библиотека лицея

Школьная библиотека – совершенно особое звено в системе библиотечного обслуживания. Массовые детские библиотеки работают в основном с читателями, пришедшими к ним.  А в школе же через библиотеку проходят почти все учащиеся. Именно  школьной библиотеке приходится работать с самыми пассивными детьми, теми, кто потенциально мог  бы  стать читателем детской библиотеки, но почему-то еще не дошел до нее.

Особенностью работы школьной библиотеки является то, что сюда приходит разный контингент читателей в пределах одних и тех же возрастных групп. Библиотекарю надо считаться с возможностями каждого ученика, его способностью к учебе, общим культурным уровнем. В зависимости от  требований учебного процесса в лицее и строится работа по привлечению детей к чтению. В руководстве чтением своих читателей предполагается обязательное сотрудничество с учителем-предметником, классным руководителем с целью выяснения наклонностей и пробелов в знаниях, предпочтений их интересов, воспитании ученика.

Основными задачами  деятельности школьной библиотеки являются:

- Обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов лицея;

- Создание условий для повышения качества образования;

- Усиление роли библиотеки как культурной среды лицея;

- Обеспечение учащихся информационным материалом по изучаемым предметам.

Для реализации этих задач библиотека укомплектована учебными, художественными, справочными и методическими изданиями на традиционных и нетрадиционных (электронных) носителях информации,  регулярно проводит индивидуальную, групповую и массовую работу с читателями.

Библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает у детей потребность к чтению как ценности: правильно излагать свои мысли, формулировать свое отношение к увиденному, услышанному, прочитанному; помогает ориентироваться в современном информационном мире, пропагандирует здоровый образ жизни.

Задачи эти поставлены для достижения основных целей работы библиотеки:

- Развитие познавательной деятельности;

- Формирование сознательного отношения к чтению и образованию;

-Развитие духовной личности, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям;

- Формирование творческого отношения к делу и т.д.

В работе используются и традиционные методы библиотечной работы такие, как рекомендательные и обзорные беседы, обзоры литературы, открытые тематические просмотры, обсуждения прочитанного, литературные часы, библиотечные уроки,  неделя детской книги, неделя мужества, участие в предметных неделях и т.д., а также применяются и современные инновационные методы библиотечного обслуживания детей и подростков.

В течение каждого учебного года в библиотеке традиционно оформляются и обновляются книжные выставки, проводятся открытые просмотры литературы, совмещаемые с рекомендательными обзорами и беседами  такими, как:

- «Писатели Башкортостана»

- «Китаптарында беззен тарих» 

- «Тыуган илдэй ил булмас, тыуган ерзэй ер булмас»

- «Корифеи отечественной литературы»,

- «Как хорошо уметь читать!»;

- «Книжное море»

- «Вспомним всех поименно!» - к Дню Победы;

- «Юные  герои - пионеры»

- «Природа в литературных произведениях детских писателей»;

- «Найди своего любимого героя!»

- «Путешествие в мир сказок»

- «О спорт, ты мир!»

«Здорово быть сильным, бодрым и здоровым»

«Найди свою книгу! Она уже ждет тебя!»

«Справочные издания, энциклопедии, словари»

Кроме того, готовятся подборки литературы и проводятся беседы, обзоры

1 октября – День пожилых ;

- «Сделать жизнь лучше» - к Всемирному дню борьбы со СПИДом;

- «День Конституции»;

- «Лучше мамы нет на свете!» - к  Дню матери

- «Рождественские чтения» - в начальных классах

- «Лауреаты Нобелевской премии – гордость России»;

- «21 марта – Всемирный день Земли»

- «Культура отношений в коллективе (этика поведения)»

В библиотеке практикуется проведение этих мероприятий в основном с небольшими группами учеников и, чаще всего, индивидуально.  Такая форма проведения бесед и обзоров, как замечено на многолетнем опыте работы,  больше привлекает внимание учеников,  заинтересованность к чтению, развивает творческое отношение в использовании   полученных знаний   и повышает интерес к  познавательной деятельности.

Ребята часто посещают библиотеку во время перемены, обращаются с различными вопросами к урокам  (нужна дополнительная информация) и тут неизменным помощником является интернет, картотека выполненных справок, а также знания и  опыт  библиотекаря.

Часто, по итогам задаваемых вопросов, созревает необходимость подготовки и проведения тех или иных мероприятий. Так в этом учебном году были подготовлены и проведены следующие мероприятия:

- обзор-беседы: «Детские книги – классики мировой литературы»,

- «Василий Шукшин – не только писатель, но и актер, и режиссер»,

- «Наш земляк Рафаэль Сафин  и его творчество»

- «Жизнь и творчество великого русского баснописца Ивана Крылова»,

- «Кто же они, юные партизаны в годы Великой Отечественной войны»,

- «О внимательном и корректном отношении  к одноклассникам и окружающим  людям» и др.

Становится традицией в жизни лицея накануне празднования Нового года проводить во вторых классах рождественские чтения – знакомить учеников с произведениями писателей о праздновании Рождества нашими предками через произведения классиков: рассказ Тенькова «Елка»,  стихотворение Достоевского «Рождество» и др. В процессе таких общений ученики узнают о писателях и их творчестве  за пределами школьной программы,  расширяется их кругозор.

Неделя мужества – традиционно ежегодно в феврале проводимый цикл мероприятий. В подготовке и проведении Недели активное участие принимают учителя, классные руководители, работники центральной и детской библиотек.  Активно  используются средства ИКТ.  Вот перечень некоторых мероприятий, проведенных в 2014 и 2015 годах.

2014 год:

- патриотический час «Рядом со взрослыми»;

- урок памяти «Великие битвы Великой отечественной»  по рассказам А. Алексеева

- Час героя А. Матросова «Великий подвиг во имя Родины»;

- Беседа «Кто он – воин-интернационалист?».

2015 год: важнейшее событие в истории российского народа – 70 лет Победы в Великой отечественной войне.  Было решено в этом году  Неделю мужества посвятить знакомству с рассказами писателей о мужественной борьбе детей в годы войны.  Это и рассказы С Алексеева, и повесть Л. Кассиля «Улица младшего сына» (проведено обсуждение повести с последующей викториной), и «Повесть о Зое и Шуре» А. Космодемьянской, и урок-рассуждение по книге А.  Лиханова  «Детская библиотека».

В 9 классе провели литературный час  «Судьба у каждого своя» по  рассказу  М. Шолохова «Судьба человека».  Ребята предварительно прочитали рассказ,  на мероприятии  высказали свои мнения о судьбе главных героев – маленьком мальчике и взрослом мужчине: как война перевернула судьбы всех людей – и взрослых, и маленьких;  о том, как встретились два одиночества и нашли поддержку друг в друге. в процессе мероприятия смотрели отрывки из одноименного фильма, снятого режиссером С.  Бондарчуком.

Семиклассникам понравился рассказ-очерк А. Толстого «Русский характер» о смелом и скромном русском офицере. В процессе обсуждения выяснилось, что ребята были поражены чрезвычайной скромностью, духовной силой главного героя – танкиста Егора Дремова.  Ребятам стало интересно узнать о жизни и творчестве писателя, так родилась необходимость создать презентацию по биографии писателя.

В начальных классах читали и обсуждали рассказы о войне, написанные писателем С. Алексеевым: «Буль-буль» , «Данко», «Блокадный хлеб». Дети очень эмоционально восприняли сюжеты рассказов, сделали вывод, что очень мало знают о детях в годы войны; резко вырос рейтинг книг о войне  и истории своей Родины.

Интересны для ребят разных возрастов участие в различного рода викторинах, литературных играх-путешествиях, брейн-рингах, играх-угадайках, разгадывании ребусов и сканвордов.

Здесь детям предоставляется возможность проверить свою эрудицию, посоревноваться с одноклассниками в находчивости, силе ума и памяти.

Неделя детской книги

В нашем лицее Неделя детской книги проводится в середине апреля. Во второй четверти учебного года вместе учениками и библиотекарями из детской библиотеки разрабатывается план предстоящего праздника книги.  Каждый год неделя книги проводится по различной тематике.  Здесь учитывается то, под какой тематикой проходит текущий год. Например, в этом, 2015 году, посвященном отечественной  литературе, Неделя была посвящена детским книгам-юбилярам известных писателей:

- Наши первые книжки – юбиляры: «Бармалей» и «Доктор Айболит» Корнея Чуковского; «Первоклассница» Агнии Барто;  «Дядя Степа» Сергея Михалкова.

- Юбилей фантастики: Ж. Верн - «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров»; Г. Уэллс «Машина времени».

- Любимые книги о животных празднуют юбилей: Бианки В. «Где раки зимуют»;  Пришвин М. «В краю дедушки Мазая» Житков Б. «Рассказы о животных».

- Юбилей любимых героев книг – наших сверстников: Шолохов М. «Нахаленок»; Носов Н. «Дневник Коли Синицына»; Катаев В. «Сын полка» Гайдар А. «Школа», «Военная тайна».

- «50 лет Незнайка друг детей и взрослых» - по книге  Н. Носова «Незнайка на Луне».

- «Неделя детской книги» 2014 года

- Странствующая выставка «Читайте сами, но интереснее с нами»;

- Театрализованная презентация «Друг наш Даниил Хармс»

- День эрудита – викторина, конкурс  «Знайки и Незнайки»

- День вежливости – чтение и обсуждение рассказов Медведева «8-е Марта»;

- Открытый просмотр книг по культуре и искусству: «Мир в тебе  и мир вокруг»:

- изобразительное искусство;

- театры мира, страны, республики;

- знакомимся с великими музыкантами мира и современными композиторами»

 
15.05.15 13:58
Краеведение

Краеведение – одно из приоритетных направлений в деятельности массовых библиотек района. Поэтому знакомя детей с историей нашей республики, ее прошлым и настоящим, мы опираемся на огромный опыт центральной и детской библиотек. Совместно проводятся литературные часы по творчеству башкирских писателей и поэтов, специалисты знакомят учеников с новинками из своего фонда краеведческой литературы,  литературные утренники по книгам  детских башкирских писателей особенно нравятся учащимся начальных классов. Ребятам 5- классов  понравился урок беседа об одном из поэтов Башкортостана – Михаиле Воловике – бывшем главном инженере уфимского завода УМПО и писателем из народа. Будучи лично знакомой с этим прекрасным человеком, мне удалось увлечь детей и заинтересовать их его творчеством: некоторые из них даже заучили строки из шуточных стихотворений поэта.

В библиотеке организована постоянно действующая и регулярно обновляемая развернутая книжная выставка по краеведению. Ученики очень часто используют материалы выставки для подготовки  сообщений о родной республике. 

- Краеведческие рекомендательные беседы, обзоры литературы:

- «Писатели Башкортостана – юбиляры года»

- Символика сел и городов республики»;

- Обсуждение книги М. Карима  «Таганок» - «Давайте поговорим о нас, доброте и дружбе»

- Тема «матери» в произведениях современных башкирских писателей.

- Литературный час «Что мы знаем и не знаем об истории нашей республики».

- «Час поэзии» -  к юбилею Шаихзады Бабича.

- Викторина «Узнай своего земляка».

Библиотечно-библиографические уроки

В течение учебного года регулярно в библиотеке проводятся мини-уроки по освоению библиотечно-библиографическими знаниями для начальных и средних классов, направленные на умение выбора нужной книги,  ориентирование в огромном мире книг, словарей и справочников, быстрое нахождение ответа на вопрос, умение извлекать из книги максимальное количество информации, бережное отношения к книге.

Благодаря использованию информации на современных электронных носителях (DVD,CD и слайдах) проведение библиотечных уроков стало возможным с использованием энциклопедий на электронных носителях, таких как «Природа России», «Большая детская энциклопедия», «Большая Советская энциклопедия». Дети получают не только информацию, но и имеют возможность увидеть красочные иллюстрации, посмотреть видеофрагменты.

В практике работы библиотеки появилась такая форма работы, как презентация. Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).

Внедрение инновационных технологий

В современном    мире информационные технологии становятся основным средством достижения приоритетных образовательных целей. Новые информационные технологии в настоящее время непосредственно связаны с использованием компьютеров в процессе обучения. Компьютер является универсальным средством обучения, он позволяет формировать у учащихся не только знания, умения и навыки, но и развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Использование компьютерных технологий в библиотеке приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.

Оснащение школьной библиотеки компьютером и техническими средствами открыло новые возможности для работы. Процесс получения и обработки информации поднялся на качественно новый уровень.

Компьютер является бесценным помощником в работе с библиотечным фондом: мониторинг обеспеченности учебниками, работа с бланком заказа, диагностика фонда, прием, учет и обработка, списание документов.

В современных условиях проведение библиотечных уроков требует особого подхода. Компьютер становится помощником библиотекаря, появляются новые методы и организационные формы проведения библиотечных уроков и мероприятий.

В начальной школе огромное значение имеет использование наглядного материала. Поэтому библиотечные занятия я стараюсь проводить с использованием информационных технологий.

Преимущества использования информационных технологий в библиотеке:

- ИТ позволяют представить материал более доступно и понятно.

- Способствует организации исследовательской деятельности.

- Применение компьютерных тестов.

- Позволяют разрядить высокую эмоциональную напряжённость.

- Использованием ИТ не только оживляют библиотечные занятия ( что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительного  преобладания наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

- При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.

Библиотека располагает 6 презентациями, которые можно использовать в предметных областях и в воспитательной работе. С использованием презентации разработаны библиотечные уроки различных направлений: патриотическое воспитание, знакомство с окружающим миром, знакомство с обычаями и традициями русского народа, овладение детьми информационной грамотностью. На занятиях с использованием презентаций дети воспринимают информацию более непосредственно и эмоционально, легче и глубже усваивают материал, выполняют  различные задания и упражнения в более интересной форме.

Библиотечные уроки, мероприятия проводятся в рамках учебного процесса и во внеклассной деятельности

В этом году на библиотечных занятиях я использовала такие  инновационные технологии, как коллективные средства обучения,  тестовая технология.

 
15.05.15 14:01

Перспективы развития библиотечного обслуживания читателей

Время вносит свои коррективы в деятельность библиотеки. Меняются задачи, приобретают новый статус и имеют названия: либо «информационно-библиотечный центр», либо «медиатека», либо «информационно-образовательный центр». Важно то, что и в новом качестве наша библиотека остается реальной опорой образовательного процесса. Возможности ее возрастают, теперь библиотека может предложить читателям не только традиционные для библиотеки документы, но и мультимедийные учебные пособия, а также информационное сопровождение, направленное на обеспечение широкого, постоянного доступа для всех категорий читателей(пользователей) к информации, связанной с реализацией  образовательной программы школы .

Время предъявляет новые требования и к уровню профессиональных умений библиотекаря: освоение персонального компьютера, овладение приемами поиска в сети Интернет, освоение прикладных программ и т. п. Потребности школы определяют характер использования ИКТ в работе школьного библиотекаря, планируется  оформление библиотечной страницы на школьном сайте; создание информационно-библиографических продуктов для размещения их на сайте; использование ресурсов Интернета для выполнения информационных запросов, библиографических справок пользователей;в перспективе - создание баз данных, электронных каталогов библиотеки, создание презентаций для проведения массовых мероприятий и т. д.

ФОТОГРАФИИ БИБЛИОТЕКИ ЛИЦЕЯ

Помощь в обучение информационной культуре педагогов, учащихся и их родителей должно стать приоритетом в работе библиотеки  и  стать наставником по информационной грамотности – помощником в формировании следующих умений:

- формулировать свою информационную потребность;

- вести поиск информации, используя различные виды источников;

- ориентироваться в справочных и энциклопедических изданиях;

- ориентироваться в локальных и сетевых электронных ресурсах;

- осуществлять адресный и тематический поиск;

- критически оценивать и использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя и применения полученных данных на практике.

Таким образом, библиотека способствует становлению «человека читающего», умеющего самостоятельно добывать знания. Я хочу , чтобы библиотека стала местом по подготовке и предоставлению информационных ресурсов и услуг всем участникам образовательного процесса.

Перспективы укрепления материально-технической базы  и

информационного пространства библиотеки

В сложное, переломное время, многие семьи, к сожалению, не могут привить детям привычку к чтению, любовь к книге в раннем возрасте. Причин этому много, зачастую это просто недоступность книги, иногда их не на что купить, а иногда нежелание покупать книги, так как у самих родителей отсутствует интерес к чтению. И, наконец, замена общения с книгой телевидением, просмотром видеофильмов. Все это во сто раз увеличивает роль библиотеки и библиотекаря в воспитании и образовании детей.

Школьная библиотека более чем любая другая, приближѐна к ребенку. В городскую детскую библиотеку ребѐнок пойдѐт только в том случае, если у него уже сформирована потребность в чтении. Школьную библиотеку не минует никто. Благодаря своей близости к детям, постоянному контакту с учителями и родителями, и возможности наблюдать одних и тех же детей в разные моменты, школьный библиотекарь призван играть особо важную педагогическую роль в развитии грамотности, детского чтения и формирования лучших человеческих качеств. Ученики для меня - это читатели, общение с читателями. Оно может быть более доверительным или более деловым. Дети порой приходят в школьную библиотеку просто так. Не за книгой, не по делу – пообщаться.

Какой должна быть библиотека? Кем должен быть библиотекарь? Как поступать, чтобы привлечь читателя? Главный фактор – та атмосфера, которая царит в библиотеке. Конечно, необходимы профессиональные знания, широкий кругозор, ведь с какими только вопросами не приходят ученики в библиотеку! Быть и педагогом и психологом, чувствовать читателя, плюс созданная в библиотеке комфортная атмосфера – все это обязательно дает результат: ребенок захочет вновь и вновь приходить в библиотеку и читать книги! Сегодня переосмысливаются функции учителя и ученика в учебном процессе, формы их взаимодействия. Основным становится не столько понимание и усвоение учеником учебного материала, сколько выработка для него метода познания и размышления, умение находить самостоятельно нужную информацию. Не секрет, что именно школьная библиотека предоставляет ему широкие возможности.

Библиотека - это мобильный центр информации, центр духовного обогащения человека, источник нравственных и культурных ценностей. Современная библиотека создает культурное пространство учебного заведения. В длинной воспитательной цепочке библиотека занимает свое, только ей принадлежащее прочное место. Для того чтобы более полно реализовать себя в работе, современный библиотекарь должен постоянно расти как профессионал, расширять свой кругозор.

Насколько сегодня удовлетворяют условия развитию подрастающего поколения? Соответствуют ли кадровый, информационный и материально - технический ресурс библиотек современным требованиям жизни и новым образовательным стандартам? Насколько единодушно мнение педагогов и библиотекарей в отношении чтения и информационной культуры личности? Вот те вопросы, которые мы ставим перед собой. Необходим поиск нестандартных, но действенных путей организации библиотечного обслуживания и формирования культурных и читательских интересов.

Сегодня на первый план выходят компьютерные игры, как способ проведения домашнего и клубного досуга. Мультимедийные, информационные и коммуникационные технологии позволяют создать новые модели открытого обучения, дают возможность наполнить единое информационное образовательное пространство новым содержанием. В нашем лицее и раньше с учебными целями использовались видеофильмы по литературе, географии, иностранным языкам, ОБЖ, изобразительному искусству и многим другим предметам. Все это ставит и перед школой в целом, и перед библиотекой в частности, дополнительные задачи по формированию фонда как печатными, так и электронными изданиями. Заинтересованы не только учащиеся, но и преподаватели. Если первые ищут дополнительный материал к уроку, то учителей привлечет возможность использовать на уроках новые информационные технологии, с помощью электронных средств улучшить фактическое наполнение урока. Ведь электронный информационный продукт в образовании выступает одновременно как учебник, предоставляя информацию; как учитель, разъясняя информацию; как справочно-информационное пособие; как консультант, углубляя знания по изучаемому предмету.

Сегодня мы постоянно слышим, что библиотека в учебном заведении должна быть и образовательным, и информационным, и воспитательным центром, центром чтения. Реальность же такова: фонды не соответствуют требованиям нового образовательного стандарта, запросам учащихся; доступ к Интернет - ресурсам в большинстве библиотек отсутствует; материально-техническая база слаба; говорить о комфортных и эстетически- привлекательных помещениях для учащихся пока ещѐ рано. Библиотека должна выстраивать свою деятельность с учетом постоянных изменений, как в области библиотечного дела, образования, так и в обществе в целом. Для того, чтобы библиотека стала успешной, востребованной, необходимо учитывать запросы "поколения Сети", соответствовать их реальным потребностям. Необходимо осваивать новые технологии, развивать корпоративные проекты, осуществлять общение с читателями на сайте. Есть много планов и задумок.  

Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остается 50–70%. Поэтому, эффективность использования такой формы работы, как медиалекторий, неизмеримо возрастает.

Новое представление о работе школьных библиотек исходя из «концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений РФ до  2015 года.

Исходя из всего вышеизложенного, мне хочется сделать вывод: работы в библиотеке еще непочатый край, как, впрочем, и во всей воспитательной, образовательной, информационной  системе. Для специалиста, который уважает и любит свою работу, всегда найдется ниша для самоанализа и самокритики, служащих стимулом для внедрения в свою работу новых форм и повышения качества труда профессионала своего дела..

 

Зав. библиотекой  МОБУ лицейИ.Ю.Калинина